В наше изменчивое время возникает много вопросов по поводу школы. Даст ли школа ребенку то будущее, которое мы хотим? Как мы можем помочь нашим детям? Как быть максимально эффективными в процессе подготовки наших детей к взрослой большой жизни?
Нашим родителям не надо было задумываться и задавать себе такие вопросы, потому что схема жизни была понятная, имелись определенные для всех стандарты: типовая школа, институт, работа... Не надо было столько времени тратить на раздумья о том, как учить, чему, в какой последовательности, в какой школе. И для нас с вами было бы хорошо, если бы наши дети любили ту школу, в которой они находятся: обычную типовую традиционную школу; если бы они учились с удовольствием, если бы они получали от этого радость... Но реальность состоит в другом. Во-первых, мотивация к обучению с каждым годом падает. Об этом сегодня говорят специалисты и предупреждают о том, что мотивация будет падать еще больше. Нам с вами не стоит надеяться, что наступит день, когда дети будут замотивированы постигать науку, самообразовываться. Без нашего участия этого не случится.
Если ваш ребенок любит школу, если ему там нравится, то это большая удача. Значит, школа и ребенок подошли друг другу. Но ситуация такова, что сегодня это скорее исключение. Подавляющее большинство детей школу не любят, учатся с неохотой. Это приносит много стресса в жизни и ребенка, и родителей. Постепенно накапливается та критическая масса претензий к современной системе образования, после которой приходится принимать серьезные решения.
1 причина, почему мы в итоге приняли решение перевести ребенка на семейное обучение, - режим дня.
Моему ребенку трудно просыпаться в 6:30 - 7 часов. Она "сова" и часто ложится поздно, как и вся семья. Практически каждый день дочь опаздывала на 2-3-5 минут. Ребенок идет в школу и знает, что опаздывает. Родитель тоже это понимает и винит себя за то, что надо было лечь раньше, отправить вовремя в школу... Мы очень старались войти в школьный режим! Попытки длились 7,5 лет (с учетом детского сада выходит даже 10 лет), и в конце концов мы поняли, что это не наш режим. Будет неправильно, если мы будем и дальше "ломать себя" и подвергаться гонениям за опоздания.
Сейчас дочь начинает занятия в 10-11 часов утра, и это лучшее, что можно придумать.
2 причина - постоянный стресс.
Школа омрачала нашу жизнь, причем даже не в плане оценок. Происходило большое количество конфликтов, и я не уверена, что переводом в другую школу мы могли бы избежать этих конфликтов. Надо знать современных подростков и учителей, которые продолжают оставаться в школе. Это не очень гибкие в целом люди, которые не сильно пытаются понять современных детей или, может быть, пытаются, но у них не получается. Было много конфликтов. К примеру, типичная ситуация: учитель повышает тон на моего ребенка, мой ребенок просит: "Пожалуйста, не надо на меня кричать". Ей в ответ говорят что-то типа "Почему ты хамишь, как ты смеешь мне хамить, почему ты так невоспитанна" и далее по списку.
У ребенка неприятие такого поведения, у нее все нормально с самооценкой в целом. А учителем такое поведение расценивается как хамство. В любой типовой школе присутствует жесткий контроль. Проводились многолетние исследования о том, что чем меньше человек контролирует свою жизнь, тем выше уровень его тревожности, депрессии. А в школе ребенок находится в ситуации тотального контроля и психологического давления.
В большинстве современных школ нет уважительного отношения к ученику как к человеку. Ребенок в школе - своего рода материал. Это статистика, процент успеваемости, количество посещенных/непосещенных уроков и так далее. Но учителя систематически забывают о том, что имеют дело с живыми людьми, забывают о классическом законе эффективного обучения - мы обучаемся эффективно только в том случае, если у нас с учителем доверительные, взаимоуважительные отношения. Если этих отношений нет, то эффективность обучения падает до критической отметки. И обучающая система никогда не дотягивала до уровня должного отношения к ученику.
3 причина - низкая эффективность обучения.
В школе в восьмом классе в основном по 7 уроков в день. Это 7 часов в день. При этом я не могу похвастать большим объемом знаний ребенка или отличным качеством этих знаний. Я неоднократно поднимала эту тему в разговорах: "Давай, если сложно, возьмем репетитора по математике, по физике, по химии", на что мой ребенок смотрит на меня и задает вполне резонный вопрос: "Мама, а когда мне спать?"
Я задаю себе вопрос: "Если надо репетитора, то что мы тогда делаем в школе, зачем мы туда ходим, если по половине предметов ребенок не успевает так, как мне хотелось бы? Для чего 7 часов находиться в школе, чтобы затем делать эту же работу с другими людьми? Где взять столько времени?" Тогда надо так все организовать, чтобы в течение этих 7 часов сразу дать ребенку нужную базу знаний! А на семейном обучении не требуется 7 часов в день для того, чтобы обучаться. Это отнимает меньшее количество часов! Я поняла, что можно получить тот же результат с меньшими усилиями. Школа начинает отнимать гораздо больше, чем давать.
Многие семьи, переведшие детей на семейное обучение, говорят о том, что программу всей начальной школы с репетитором (если брать репетитора) можно пройти за год-два. И не нужно столько времени на ежедневное обучение. В школе время тратится нерационально: успокоить класс, усадить, рассадить, спросить домашнее задание... Дома время расходуется более рационально, ребенок учится быстрее, тратит меньше времени на это. Люди, опытные в семейном обучении, кто отучил уже 2-3 детей, говорят о том, что в среднем проходили десятилетний материал по предмету за два года! Суть в том, что не нужно столько времени, чтобы освоить программу. В школе же она растянута.
4 причина - отсутствие индивидуального подхода.
В школе нет, никогда не было и, мне кажется, не будет по-настоящему индивидуального подхода. Невозможно создать индивидуальный подход, если у тебя в классе обучаются хотя бы 10 учеников. А в современных классах бывает и за 30 учеников. Например, в школе не обращают внимание на тот факт, что мой ребенок обладает вербальным интеллектом.
На сегодняшний день открыто 10 типов интеллекта, и у каждого человека есть какой-то ведущий тип. Например, у меня совершенно не развит пространственный интеллект, поэтому в школе у меня были трудности с геометрией. Но у меня развит вербальный интеллект, я способна обрабатывать огромные пласты информации, часами говорить о важном и так далее. А у кого-то ведущий тип интеллекта - логико-математический; этим людям решить 2 задачки по математике - раз плюнуть, а мы с дочкой можем просидеть весь день на двумя задачками и не решить их. Школа совершенно не учитывает эти типы. Я не уверена, что все педагоги знают о существовании типов интеллекта, что какой-то может преобладать и так далее.
Дома ты можешь создать ребенку обучение с учетом его индивидуальных способностей. Понятно, что надо сдавать математику хотя бы на базовом уровне для государственной аттестации. Но мы можем адаптировать программу под ребенка, и тогда по минимуму брать математику, чтобы дать аттестационный минимум. Больший акцент сделать на том, что важно для тебя, на те предметы, которые нравятся, что хотелось бы развивать, что действительно пригодится в будущей профессии.
Передовые страны уже затачивают свою систему образования под индивидуальный подход. В нашем случае мы можем это сделать пока что только дома либо в альтернативных школах с малочисленными классами. Учитель не будет искать индивидуальный подход к вашему ребенку, потому что у него нет на это времени и у него нет такой задачи. У него 30 детей, 45 минут урока - миссия невыполнима. Один учитель физически не способен охватить своим вниманием, а если способен, то сколько времени он уделит каждому ученику? Одну минуту? Многому ли он их научит?
На самом деле система образования находится в жесточайшем кризисе. Речь идёт про всемирный кризис, не только Россия подверглась этому явлению, потому что идет смена эпох. Мы живем в эпоху информации, а методы остались прежними. Школа была создана в индустриальную эпоху для того, чтобы штамповать работников для заводов и фабрик. Сменилась эпоха, а методы остались прежними. Есть дети, которые как-то справляются без индивидуального подхода, но это скорее исключение. Если мы говорим про детей неудобных для школы - шумные, подвижные, свободолюбивые, умные или медлительные, смелые - любые дети, которые слишком выбиваются из стандартного представления о ребенке, удобном для обучения в школе в многочисленном классе, всем этим детям сложно учиться в типовой школе. Школа пытается их унифицировать, забывая о том, что имеет дело с живым материалом, самым тонким материалом на свете - человеческой душой и с человеком в принципе.
5 причина - невозможность быть в школе самим собой.
Недавно ребенок принес из школы заявление насчет того, согласны ли мы, родители, на введение формы в школе, и если мы согласны, то какая это должна быть форма. Меня огорчил тот факт, что огромное количество родителей, около 85%, выбрали идею ввести форму. Мы живем в XXI веке, мы воспитываем свободолюбивых детей, сейчас много "радужных" детей. У них специальная миссия - менять мир. А мы пытаемся откинуть их в прошлое на 50 лет назад и напялить на них стандартную унифицированную форму, сделать из них одинаковых "болванчиков"! Зачем это надо государству, я понимаю, но зачем это надо нам, родителям, я не могу понять. Вспомните себя в подростковом возрасте. Девушки в этом возрасте начинают дольше задерживаться у зеркала, понимать свою женскую природу. Она хочет одеваться, интересно причесаться и так далее. Школа требует стандарта: ребенка могут отправить домой, потому что он пришел в какой-то там толстовке, даже чисто черной или чисто белой, но есть одна буква на рукаве! Ребенок приходит в удобных ортопедических кроссовках, сегодня весь мир ходит в кроссовках, это модно, стильно, удобно! Но в школе ругают за то, что ты в кроссовках, потому что надо бы туфельки. Ругают, например, за то, что ребенок пришел с распущенными волосами, надо собрать хвост. Вы же знаете подростков, у них свое понимание о красоте, о том, как им лучше, как им идет и как надо выглядеть. Им запрещают быть самими собой, запрещают чувствовать себя психологически и эмоционально комфортно.
Можно приводить аргументы, что все дети должны ходить в одинаковой форме, потому что не у всех родителей есть возможность купить детям качественную одежду и это будет ущемлять детей не очень состоятельных родителей. Встречный вопрос: а почему мой ребенок должен ходить в унифицированной форме из синтетической ткани низкого качества? Почему мой ребенок должен это носить, если я имею возможность купить более качественную одежду из натуральных материалов, более красивую, элегантную, эстетичную? Мы хотим поддержать права детей из не очень обеспеченных семей, но нарушаем права других!
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. У нас всех есть право ходить в качественной, удобной и красивой одежде, для этого стараемся, трудимся и можем себе это купить. И с возражением "одевать что хочется, можно и в другие места", я не согласна; я за то, чтобы ребенок был индивидуален всегда и везде.
6 причина - в школе ребенок находится в вынужденном окружении взрослых (педагоги) и детей (ученики).
Сегодня школа переживает кризис в плане преподавательского состава, ее специалисты проходят некий двойной отрицательный отбор. Есть концепция, что в педагогические вузы идут не самые выдающиеся люди, и затем идут работать в школу за неимением лучшего, поскольку не смогли устроиться в лучшие организации. Школа становится как запасной аэродром. Если снять "розовые" очки, мы увидим, что настоящих учителей, таких, каких мы все желали бы для наших детей, в школе немного. Вместе с тем в школе много случайных людей, которые после института действительно пошли туда и работают за неимением лучшего. Я это наблюдала в том числе в классе моего ребенка, когда один за одним стали сменяться учителя, в целом меня устраивающие как педагоги, на девочек, которые пришли после университета и у которых не "горят глаза", которые приходят почитать у доски свой предмет и уйти. Если мы берем учителей совсем взрослых, здесь надо понимать, что это люди определенных взглядов, не терпящие возражений, инакомыслия. Они не привыкли считать, что ученик - это личность, которую надо уважать, они привыкли доминировать над учеником и так далее.
Наверное, в вашей школе тоже не все учителя являются примером успешных людей: социально, профессионально, материально успешных. Далеко не все педагоги являются примером состоявшихся людей. Я сама, будучи уже взрослым человеком, предпочитаю учиться у людей, которые состоялись как личности, жёны, мамы, профессионалы, которые материально состоялись. Я понимаю, что мне есть, чему поучиться, что взять у таких людей. Школа должна готовить к успешному будущему, в этом идея и состоит, правда? Но мы видим, что в школе очень много несостоявшихся людей, к сожалению. Когда создавалась школа как система, сто лет назад, учитель, например, в деревне действительно был самым образованным человеком, более успешным, чем родители ученика. Ребенок впитывал идеологию и мировоззрения человека, с которым находился в регулярном контакте. Сегодня городские родители в целом более образованы и более успешны, чем учитель в школе сто лет назад. И даже не каждый учитель сегодня может похвастать тем, что он более образован, более успешен личностно, социально-профессионально и материально, чем любой из нас! И возникает вопрос, хочу ли я, чтобы моего ребенка учили именно эти люди? Что они могут дать?
Отдельная тема о том, что все лучшие учителя поуходили в репетиторство, в частные школы, в том числе онлайн-школы. И только совсем смелые и сильные духом энтузиасты, Учителя с большой буквы, остаются работать в типовых школах. Честь им и хвала, на них в-общем то система ещё и держится.
Вторая часть школьного окружения - ученики, дети одного возраста, которые сгруппированы по 20-30 человек. Это в общем-то случайные люди для ребенка, и не всегда приятные. В такой среде часто возникают конфликты между детьми, издевательства, унижение. И порой ты хочешь защитить своего ребенка, но не можешь слово лишнее сказать, чтобы не обвинили в угрозах несовершеннолетнему.
Еще момент: у нас большая школа, разделенная на два корпуса, соединенная галереей. Представьте себе, что творится на переменах, когда ученики перемещаются из блока в блок. У нас же кабинетная система, и дети каждую перемену со своими рюкзаками переходят из корпуса в корпус, 800 детей. А дети разные, есть тусовщики и домоседы, кому-то важно отдыхать тусовкой, а кому-то нужна тишина и покой для комфорта. Для таких детей это очень большой стресс. Тем более, что для эффективного обучения надо сохранять ресурсность, комфортное внутреннее эмоциональное состояние. Моему ребенку физически тяжело находиться в этом шуме и гаме. Мы никогда не посещаем скопления людей, мы не любим народные гулянья; мы любим тишину, покой, фокус на свой внутренний мир. Может ли школа дать это детям? Могут ли они после такой перемены, войдя в класс, по звонку начать думать и усваивать материал? Ребенок вынужден в этом находиться, и никто не спрашивает, подходит ему это по психотипу или нет.
7 причина - регулярный подрыв самооценки ребенка.
Стандартная система оценивания была придумана давно и существует до сих пор. Она работает против ребенка. Последнее, о чем будет думать школа - это о том, чтобы поддержать самооценку вашего ребенка. У меня иногда есть ощущение, что школа поставила себе целью стать фабрикой по производству неудачников. Задачей некоторых учителей стало найти ошибку и уничтожить за нее ребенка, найти то, что плохо, и опустить самооценку ребёнка. Глупо думать, что когда учителя тебя ругают или ставят двойку, тем самым повышают твою самооценку или вселяют в тебя веру.
Самооценка - это чуть ли не самое главное, что мы можем дать детям, но нам школа этого не дала. Если мы понимаем, что не можем сделать что-то на отлично, мы вообще не беремся или боимся делать, мы малоинициативны, потому что не уверены, что справимся на "отлично". Сколько бизнесов не открыто, сколько денег не заработано, сколько замечательных открытий не совершено по той причине что мы боимся: а вдруг не получится идеально? Я вам говорю, что не получится идеально ни у кого, нет ничего идеального в этом мире, это надо осознать!
Чтобы выжить в школе, не сломаться, надо быть очень сильным человеком. Но проблема в том, что если долго давить, сломается даже сильный стержень.
8 причина - здоровье ребенка.
Мой ребенок никогда не ел в школе, с первого класса. Фактически она была голодной в школе. Позже мы приучили ее брать с собой в школу ланчбокс. Но даже если ребенок берет ланчбокс, все равно это получается еда всухомятку. Дети не готовы нести с собой котлеты и макароны, все равно это получаются булки, бутерброды, купленные в столовой или взятые из дома. И даже салат из огурцов или морковка, наструганная на терке, - все равно это не совсем полноценный рацион. Неудивительно, что огромное количество детей имеют в итоге проблемы со здоровьем. Любой врач скажет об этом открыто: школа ухудшает здоровье ребенка. Если в начале обучения только 20% детей имеют хронические заболевания, проблемы со здоровьем, то на выходе из школы около 80% детей нельзя назвать здоровыми полностью, и на первом месте - гастрит и сколиоз. Если вы поднимали рюкзаки своих детей, вы знаете, сколько они весят. Это не только учебники, но и вода, еда. В школе дети сидят криво-косо, парты неудобные, стулья неудобные... Посидите 7 часов на обычном школьном стуле, я на вас посмотрю. Дома они делают уроки, тоже сидят не очень-то ровно за рабочими столами, либо лежат на полу, либо сидят, скукожившись на кровати, диване... В общем, позвоночнику хана.
Сейчас Госдума работает над законом о запрете приносить в школу свою еду, воду. В своей основе эти законопроекты замечательные, чтобы ребенок не принес какую-то ерунду, не наелся чего-то, не отравился. Но когда смотришь, во что это превращается в реале, ты понимаешь, что ребенок в данном случае просто останется голодным. Некоторые дети очень избирательно относятся к еде.
Про туалеты тоже отдельная тема. Если перемена 5-10 минут, и нужно пройти из кабинета в кабинет огромное расстояние, дети объективно не успевают в туалет. На уроке выпускают, но в итоге все равно отчитывают каждый раз. И ты перед всем классом чувствуешь себя не очень хорошо, и стыдно за то, что тебе захотелось в туалет.
Не улучшается здоровье ребенка и в периоды эпидемий, когда в школе паротит, ветрянка или просто грипп. Если приходит 1-2 простуженных ребенка, вот они кашлянули, а это кабинетная система, все дети находятся в одном классе, все покрываются вирусом, все 30 детей. Потом они встали, ушли в другой кабинет, а вирусы остались в воздухе; в этот кабинет пришел следующий класс, и так далее. Два ребенка разнесли инфекцию по всей школе за один учебный день! Родители, не осознавая опасности, отправляют больных простуженных детей в школу. Ну как же, не дай Бог, ты пропустишь два урока!
Все родители, которые переводят детей на семейное обучение, единодушно говорят о том, что здоровье ребенка улучшается.
9 причина - школа не готовит к будущему, она не справляется с этим.
Школа готовит людей быть "винтиком" системы, который хорошо себя чувствует в толпе, приспособлен для рутинной работы, не задает много вопросов, не инициативен творчески, способен длительное время выполнять по чужому указанию какие-то виды задач, заканчивать их по звонку, по другому звонку начинать новую задачу по указке сверху и так далее.
Школа была создана для другой эпохи. Сама школа создавалась в эпоху индустриализации, массового развития производства. И если вы готовите ребенка к работе на заводе или к работе конвейерного типа, то надо понимать, что все конвейерную работу сменят машины. Происходит глобальная автоматизация, роботизация. Всё меняется.
Но в школе ничего не изменилось. Она была создана для людей другого поколения. У нас дети уже с другим типом восприятия, с другим способом усвоения информации. Школа не подходит современным детям, она по-прежнему опирается на буквенное восприятие, буквенную культуру. Их учат через книжки, учебники, даже без картинок. Наши дети живут в аудиовизуальной культуре, по-другому воспринимают информацию, иначе обрабатывают её. Им сложно обучаться только через букву и текст, а родители и учителя все равно пытаются это делать, говорят, что не надо "развлекать".
Даже наше поколение школа не подготовила к жизни так, как бы нам хотелось. К тому времени как я закончила школу и университет, изменился экономический строй. Школа готовила к работе на фабрике, а мы влетели в рыночную экономику и оказались не у дел. Сейчас вы можете зарабатывать серьезные деньги в бизнесе, предпринимательстве, но все равно лишь учитесь, обретаете эти навыки. Школа нас не научила этому, школа не может угнаться за этими переменами.
Мы с вами не знаем, что будет с нашими детьми в плане будущего, сколько будет автоматизации, роботов и так далее. Ученые-футурологи говорят о том, что 65% учеников/студентов сегодня получают профессии, которые скоро исчезнут, их готовят быть заведомо невостребованными на рынке труда!
Посмотрите, как все меняется! Мы с вами не очень понимаем, какое будущее будет у наших детей.
Школа не учит главному, она не учит ни отношениям с финансами, ни построению бизнеса, ни тому, как стать счастливой женой или предпринимателем. Я не знаю, кем будет мой ребенок, но уже сейчас я готовлю её к предпринимательской деятельности, к тому, чтобы самой управлять своей профессиональной деятельностью, быть инициатором своей карьеры, дохода, чтобы жить по собственной воле. Стандартная типовая школа в этом смысле не помощник, у нее другие задачи, потому что заказчик услуг школы - государство, и с этими задачами школа отлично справляется.
Сегодня нужны особенные качества, которые школа не развивает, например, инициатива. Инициатива сегодня - обязательное условие для успешного будущего, для путевки в большую жизнь. Умение доводить дело до результата тоже обязательно, чтобы преуспевать в жизни. Оно всегда было обязательно, но поскольку готовили людей для работы конвейерного типа, то система устроена так: звонок прозвенел, отложил урок, пошел на второй - прозвенел звонок, отложил второй, пошел на третий. Неважно, закончил - не закончил, ты бросил незавершённое дело и пошел дальше. школа не готовит к получению результата работы; в целом создается имитация бурной деятельности: все время занят, но не очень понятно, чем.
С чем пойдет мой ребенок в это туманное будущее, если он возьмет те навыки, которые уже морально устарели?
***
Главный миф семейного обучения - отсутствие социализации.
Когда ребенок находится на семейном обучении, он остается полноправным членом общества. Странно думать о том, что только находясь в коллективе одновозрастных детей в количестве 30 человек, ребенок социализируется. На самом деле ученики школы не так хорошо социализированы, как принято думать. Многим людям, которые закончили типовые школы, многим из нас еще есть над чем поработать в плане успешной социализации. Ребенок найдет себе друзей в кружках и секциях, во дворе и так далее. Мой ребенок очень общительный, у меня дома тусовки постоянно летом-весной, ночевки по 5-6 человек. Но из класса, например, 0 детей. Есть две девочки из параллельного класса. Мой ребенок дружит с одноклассниками, в целом хорошо общалась до определенных пор, потом у них стало мало общего, разошлись дороги, и даже учителя заметили; это бывает часто в подростковом возрасте. Но вместе с тем круг общения достаточно обширный. Это более старшие ребята из скейт-парка, есть ребята из других школ и так далее. Половина друзей, которые к нам приходят, познакомились с моей дочерью в интернете, в группах по интересам. Не надо думать, что класс - единственно возможное место, где ребенок может найти друзей. Друзей можно найти везде.
И если вернуться в нашу русскую историю, то мы увидим, что в дворянских семьях дети обучались дома, им нанимали гувернеров. Можно ли сказать, что все эти выдающиеся писатели, деятели искусства и так далее, люди, которые составляют культурное наследие, были не социализированы или не успешны?
Если мы посчитаем, сколько времени ребенок имеет возможность общаться с другими учениками в школе, то увидим очень странную цифру. Мы-то с вами думаем, что наш ребенок в школе социализируется с утра до обеда. Но в школе категорически запрещается общаться на уроке, это карается замечанием, вызовом мамы в школу и так далее, то есть на уроке ребенок никак не социализируется, он сидит и отвечает учителю, что-то пишет в тетрадке. Остаются перемены, и это около часа в день, или 0.2% от всей жизни человека. А достаточно ли этого для успешной социализации и что делает ребенок в другое время? Неужели при выходе со двора школы социализация заканчивается? Нет, это могут быть встречи с друзьями в том же скейт-парке, разговор с кондуктором или случайной женщиной в трамвае, помахать другу по дороге, потом трое друзей пришли в гости ночевать, сосед позвонил в дверь что-то попросил, бабушка пришла, мама в магазин отправила за хлебом... Это тоже социализация, естественная и нормальная!
Давайте откроем словарь и посмотрим, что такое социализация. Слово происходит от латинского слова "общественный", и это "процесс усвоения людьми (в нашем случае учащимися) социального опыта, система социальных связей и отношений, приобщение к новой культуре в процессе жизни в обществе, обучение профессии, изучение правил речевого общения". Обратите внимание на момент "процессе жизни в обществе", опыт происходит в процессе жизни в обществе!
Почему мы между школой и обществом ставим знак равенства? Школа не есть модель общества, школа это не естественная среда, это искусственно созданная модель! "В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, формирование определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение знаний, навыков и умений, необходимых для их успешной реализации".
"Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения человеком социального опыта и сферы его общения, деятельности и как процесс развития самосознания и активной жизненной позиции". В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Обратите внимание, семья стоит на первом месте. То есть прежде всего социализирует семья.
Некоторые специалисты считают, что ребенку до 6-7 лет для социализации достаточно только мамы. Дошкольные учреждения и так далее, безусловно, социализируют. Но ребенок лучше социализируется в естественном процессе жизни, чем в искусственно созданной среде.
***
Моя задача не состоит в том, чтобы убедить вас перейти на другое образование. Я показываю объемную картину, чтобы вы посмотрели на вопрос с другой стороны. Да, мне было гораздо проще оставить все, как есть, и не связываться с семейным обучением, но проще не значит лучше. Я выбрала интересы ребенка, и она об этом просила. Я взвесила все за и против, посмотрела на ситуацию без розовых очков и приняла решение. Я перестала убеждать себя, что все ходят в школу, ну сейчас перерастет, все наладится.
Семейное обучение - серьезный шаг, подходящий только для ответственных осознанных родителей. Это не для каждого, если задача - заниматься своими делами, "спихнуть" ребенка, и пусть им занимается государство. Таких родителей все-таки большинство, которые сегодня хотят решать свои жизненные задачи, чтобы ребенок не путался под ногами, забывая о том, что ребенку жить, ему надо дать базу на будущее. Поэтому типовые школы будут функционировать и работать дальше.
В России пока что небольшой опыт, чуть больше 6 лет; около 100 тысяч учеников находится на семейном обучении. Кто-то предпочитает онлайн-школу, многие учатся с репетиторами или сами обучают детей, создают кооперации с родителями. Мы находимся у зачатков становления семейного обучения.
Так что делать в том случае, если вы все-таки выбираете оставаться в обычной школе, даже увидев без прикрас картину школьной системы? Если вы работаете на наемной работе, у вас 2-3 ребенка и в планах нет заниматься процессом образования ребёнка?
Во-первых, будьте на стороне ребенка, если в школе устраиваются какие-то гонения, учителя подвергают прессингу. Ведь если ребенок приходит домой, и вы тоже его ругаете, ребенку просто некуда пойти. Подросток пойдет к друзьям, и это может закончиться не очень хорошо. Я за то, чтобы у ребенка была гавань, куда он может всегда прийти, где его защитят всегда, его поймут. Никому, кроме вас, ваши дети не нужны. Учитель закрывает за собой дверь класса и уходит в свою жизнь, он не может заботиться о вашем ребенке, думать о нем 24 часа в сутки. Государство не позаботится о ваших детях, в его задачи не входит вырастить счастливых и богатых граждан.
Отведите школе только часть жизни. Школа - это не вся жизнь вашего ребенка. Ну не сдаст ЕГЭ в этот год, можно пересдать. Я уверена, что найдутся варианты! Работа в нашей взрослой жизни - тоже лишь часть жизни. Дайте ребенку проживать полноценную жизнь. Он должен не только учиться, но и успевать жить. Обязательно учитесь отсекать все лишнее без сожаления и в вашей жизни, и в жизни ваших детей, и не наказывайте за это ребенка. Современные дети интуитивно приходят к этому, когда они понимают, что сегодня количество информации в мире огромно. Наши дети сегодня вынуждены перерабатывать в сотни раз больше информации, чем мы с вами перерабатывали в своем детстве. Мой ребенок в свое время пришел к тому, что невозможно отсидеть 7 уроков в школе и дома на завтра еще 6 домашних заданий сделать, отпахать, по сути 13 уроков, блоков. Поэтому она стала отсекать лишнее, то, что можно не делать, если знала, что учитель даст поблажку или не спросит или что то еще. Я не ратую за то, чтобы поощрять в этом детей, но, возможно, придется сказать: "Сын/дочь, 11 часов вечера, Бог с ним, с этим рефератом!", Или "Не будем делать эту поделку", или же "Ты не успеваешь украсить эту стенгазету, остановись". Если школа забывает об объеме, которым нагружает каждый день ребенка, об этом должны помнить вы.
Обязательно создайте ребенку пространство свободы. Ведущая черта современных детей - это свободолюбие, они не такие, как мы с вами. Это нас могли "запрячь и ехать", а на наших мамах и бабушках еще больше могли. На современных детях без их желания не сильно проедешься. С ними очень сложно совладать, это очень умные, мудрые, свободные дети, призванные изменить мир. Это новое тысячелетие, это их время, они будут менять мир, планету, историю.
Чем меньше человек контролирует свою жизнь, чем меньше он свободен в том, чтобы управлять собой, тем выше уровень тревожности, расстройств, тревожных депрессий, и тем хуже качество жизни. Школа не знает, что такое свобода, это рамки, клетка, если хотите. Там надо какое-то время дня находиться, там даже свободные домашние задания редко дают. Если хотя бы дома создать островок свободы, дать им возможность овладевать этой свободой, учиться управлять собой, вы поможете ребенку.
Учитесь мотивировать ребёнка. Мотивация всем нужна, а детям особенно. Если ребенок учится в обычной школе, мотивация не развита, потому что, чем выше уровень обязаловки, тем ниже мотивация. Мы с большим удовольствием делаем что-то по собственному выбору, чем по навязанному извне.
Обязательно готовьте ребенка к будущему сами, потому что школа и министерство образования не учитывают, как меняется ситуация на рынке труда. Задумайтесь о том, что надо дать детям, какие знания, навыки, компетенции, установки на жизнь, взгляды, программы и так далее.
Статья является конспектом одноименного вебинара Алексеевой Екатерины, проект "Отношения с ребенком". Полную запись (3,5 часа) можно посмотреть по ССЫЛКЕ.