В последнее время много говорят про детскую агрессию. И кто она такая, и откуда берется, и даже разные способы предлагают, как ее контролировать или уменьшать 🤞🏻
А ведь агрессия - это всего лишь нереализованная энергия. Это жизненный потенциал, витальность, которая не нашла выражения 💪🏻 Как же с ней быть - с такой "неудобной" формой проявления жизненной силы?
Мы, психологи Центра детской и семейной психологии ЛАД, сегодня предлагаем вам заглянуть в мир арт-терапии. Это простые и понятные способы работы с детской агрессивностью. Вы можете использовать их дома самостоятельно, предоставляя ребенку возможность выразить свои осознанные и неосознаваемые переживания 🏻♀
Первый шаг - это гармонизация эмоциональной сферы ребенка (да и взрослого, который совместно выполняет такие задания) 👩🎨👨🏼🎨
Здесь наиболее эффективны упражнения, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования: мазки и линии гуашью (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и другие), резкие и плавные штрихи карандашами, фломастерами, мелками… Главное - выполнять эти задания вместе с ребенком, показывать ему спонтанность, импровизацию в движениях. Важно, чтобы руки малыша двигались свободно, непринужденно, словно он совсем не контролирует то, что хочет рисовать. Полезно размазывать краску или смешивать - в баночке, на поверхности бумаги, стола, стекла. Это можно делать даже руками, все зависит от намерения ребенка: подсознательно он будет выбирать тот способ выражения негативных переживаний, который близок ему ✍🏻
Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.
Очень эффективно показала себя работа с песком и водой: выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пересыпать, пропускать между пальцами 🏖
Можно поработать с обычной бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать. Это кажется совсем просто, но тактильные ощущения, которые при этом получает ребенок, задействуют зоны головного мозга, отвечающие за контроль над эмоциями. Таким образом ребенок учится их регулировать ⏲
Не пугайтесь, если ребенок разойдется и начнет действовать непредсказуемо. Для возраста 3-7 лет это вполне ожидаемый эффект. Вы готовы к этому, ведь это всего лишь упражнение, и вы по-прежнему контролируете ситуацию 🎣
Марания на бумаге выглядят как деструктивные действия, но игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные импульсы. Если такие упражнения ввести в привычку, то вы увидите, как постепенно градус эмоциональной напряженности будет спадать. Детские движения и манеры станут более мягкими, сглаженными. Малыш начнет выбирать более щадящие способы поведения. 🎨
Снижение детской агрессии - это исключительно системная работа. Мы желаем удачи на этом пути!
Краска, песок и терпение Вам в помощь! ☺
Автор: Панёвина Елизавета, практикующий психолог, директор Психологического центра для детей и взрослых ЛАД.
☎ 8 983 380 1 800
@liza.psiholog instagram.com/liza.psiholog
vk.com/psiholog_centr_lad
#lizapsiholog #CENTR_LAD