Печать
Категория: Дневник Мамочки 3-7
Просмотров: 9580

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

❓Часто задаваемый вопрос родителей: «В каком возрасте можно обратиться к логопеду?»

Речевая активность ребенка начинается уже в 3 месяца. В этом возрасте малыши начинают издавать различные звуки, «гулить». Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К логопеду можно обратиться с 1 года в том случае, если ребенок в младенчестве не гулил и не лепетал (т.е. не издавал забавных звуков типа кхх, акхх, агы и т.д. и не повторял сам за собой слоги ба-ба-ба, та-та-та, ма-ма-ма…). Возможно, понадобится не только помощь логопеда, но и невролога, сурдолога.

Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно, в таком случае тоже необходимо обратиться к логопеду, возможно, это сенсорное нарушение.

К 2 годам ребенок должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа: «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда.

Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности. Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием», возможно, это моторное нарушение.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат ребенка хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения по просьбе взрослых, высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом возрасте проверьте, может ли ребенок воспроизвести простой ритм. Если эти навыки отсутствуют, то необходимо обратиться к логопеду, в таком случае логопед не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Правильного произношения звуков в этом возрасте может пока не быть, оно может сформироваться позже, только к 5 годам.

Когда ребенку исполняется 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Ребенок в этом возрасте должен правильно произносить все звуки и уметь составлять связанные предложения. Попросите ребенка описать картинку или какое либо событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, то это отклонение от нормы. В таком случае необходима консультация специалиста.

Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «тяйник», «лямпотька» необходимо обратиться к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка дизартрия, в другом случае, может быть психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание. Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, обязательно обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда. Таким образом, чем раньше обнаружен дефект и оказана необходимая помощь, тем благоприятнее прогнозы развития ребенка.

❓У многих родителей возникает вопрос «Можно ли изучать иностранные языки с раннего возраста?»

Конечно, можно изучать любой иностранный язык в раннем возрасте, если у ребенка нет проблем с родной речью. Абсолютно противопоказаны такие занятия, если у ребенка бедный словарный запас на родном языке, если он путает значения слов, присутствуют грубые нарушения звукопроизношения, наблюдается
западание отдельных звуков или присутствуют другие логопедические проблемы, в этом случае изучение иностранного языка будет лишь помехой для речевого развития на родном языке.

Каменская Ирина Сергеевна
Автор: Вилисова Елена Анатольевна, логопед-дефектолог высшей квалификационной категории, г. Барнаул
Тел. 89132115368 @el_ena7321 instagram.com/el_ena7321

Пожалуйста, поделитесь: