Перейти к содержимому

Close

Фото
- - - - -

Энциклопедия Безопасности Детей (от АлтГУ и ЮНЕСКО)


  • Чтобы отвечать, авторизуйтесь на форуме или войдите через соцсети
3 ответов в теме

#1 Off   Карев Антон

Карев Антон

    Новичок

  • Пользователи
  • Фишка
  • 22 сообщений

Опубликовано 10 Февраль 2017 - 06:38

Уважаемые мамочки, разрешите представить вам ценный материал на актуальную тему: Энциклопедия Безопасности Детей. Сам я из Алтайского государственного университета – дипломированный инженер компьютерной безопасности. Мы совместно с ЮНЕСКО подготовили брошюру по безопасности детей. На данный момент это 68 книжных страниц. В брошюре собраны сливки сливок материалов по безопасности детей – я вот уже 20 лет сам непосредственно их собираю. Первоисточники, из которых были собраны сливки (и продолжают собираться) – это порядка 10000 статей, собранные из тысячи международных рецензируемых журналов.

 

KIBERGRAZHDANSTVO.jpg

 

В последнее время для поддержания актуальности этой энциклопедии, я трачу порядка двух часов в день и нескольких 10 т.р. в месяц. В финансовом плане мой благотворительный проект не бедствует – мир ни без добрых людей. К вам единственная просьба – пожалуйста отнеситесь к нему внимательно. 68 страниц, в сравнении с тем объёмом информации, из которого они собраны – это совершенно ни о чём. Но время, потраченное на внимательное прочтение моей энциклопедии – поможет вам обезопасить своих детей.

 

Если посчитаете, что я могу быть чем-то полезен вам в этом контексте – буду рад служить. Но только прошу воспринимать меня не экспертом, а просто – гидом по вопросу безопасности детей. Потому что своего-то авторского я ничего в этом контексте не делаю – я лишь слежу за достижениями международными и систематизирую их.

 

PS. Ссылка ведёт на папку в гугл-драйв. Там содержится самая свежая версия энциклопедии. Если в неё вносятся какие-то изменения (см. дату в скобках), то новая версия энциклопедии доступна по той же самой ссылке. Пожалуйста пользуйтесь этой энциклопедией сами и распространяйте её. Альтернативный способ распространения энциклопедии – электронный ящик 875178@mail.ru – здесь автоответчик настроен, который отсылает ссылку на гуглдрайв-папку (отправьте сюда любое письмо, и в ответ получите ссылку на энциклопедию).


  • Наташа М. это нравится
«Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, пока слушаешь совсем не то, во что веришь и делаешь совсем не то, к чему расположен – всё это время живёшь совсем не ты»
Сян Цзы

Пожалуйста, поделитесь:

#2 Off   Карев Антон

Карев Антон

    Новичок

  • Пользователи
  • Фишка
  • 22 сообщений

Опубликовано 20 Март 2017 - 11:16

Реконструкция вдохновения (материал, который не вошёл в брошюру)

 

Очень мощная статья по личностному росту, написанная женщиной-воспитателем. Поскольку она воспитанием детей в основном занималась, в этой статье всё вокруг да около детей вращается, – несмотря на то что тематика статьи это личностный рост с уклоном в бизнесе. Женщина эта кришнаитка, и тренинг, на основе которого статья написана была – для кришнаитов проводился. Но тот вариант статьи, который представляю здесь – отредактирован так сказать «для нейтральной публики».

 

Здесь можно почерпнуть серьёзные идеи для образования своих детей.

 

Как мне сказал один человек из администрации Алтайского края (когда мы обсуждали с ним мою брошюру): До советского союза образованием детей занимались их родители. Во времена советского союза ответственность за образование детей взяло государство, – дабы освободить время родителей для работы во благо советского союза. Когда советский союз распался, государство перестало нести ответственность за образование детей. И поскольку родители отвыкли нести эту ответственность сами, дети не получают должного образования. И это самая большая опасность для детей, над которой нам сегодня нужно работать.

 

Итак, данная статья – это конспект трёх первых дней (из шести) тренинга Шримати Урмилы деви даси, ученицы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Тренинг называется «Как вдохновлять людей». Первый день был посвящён тому, как составлять планы, которые осуществляются. Во второй день давалось понимание того факта, что любые наши ожидания – отдаём мы в них себе отчёт или нет – влияют на объект наших ожиданий. В этот же день давалась практика, каким образом сознательно «телепатировать» свои ожидания. Третий день был посвящён технике передачи культурно-нравственных ценностей: каким образом стать для людей авторитетом и каким образом побудить их следовать установленным нами правилам. Усвоив все эти три темы, и практикуя соответствующие техники в жизни, мы будем вдохновлёнными сами, и будем способны вдохновлять всех тех, кто с нами соприкасается.

 

 

СБЫВАЮЩЕЕСЯ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Прежде всего, мы должны знать, какова наша цель, причём знать позитивную её формулировку. Кроме того, цель должна быть в сфере нашего влияния. Т.о. это два самых важных правила составления плана, – без которых он не осуществится, даже при исполнении остальных трёх. Итак, пять правил составления плана: 1) позитивная формулировка, 2) в сфере моего влияния, 3) соответствие времени, месту и обстоятельствам, 4) специфические мышление, эмоциональные ощущения и чаяния («бессознательные» стремления), 5) в гармонии с остальными аспектами моей жизни.

 

I. Позитивная формулировка. Мы должны точно знать, куда идём. Например, покупая билет на самолёт, мы не можем сказать кассиру: «Я хочу куда-нибудь на запад» или «Не важно куда, лишь бы не в Берлин». Что будет, если кто-то скажет нам: «Пожалуйста, подумайте о чём-нибудь, но только не о слонах»? – Мы будем думать именно о слонах! Итак, мы получаем именно то, на что фокусируем свой ум. Поэтому, фокусируясь на том, чего не хотим, – мы получаем как раз то, чего не хотим. Если же мы думаем не о проблеме, а о решении – проблема уходит сама собой.

 

Однако нам иногда очень сложно дать позитивную формулировку своей цели – мы знаем только откуда идём, и куда не хотим попасть. Подобная сложность связана с нашими детскими самскарами (отпечатками впечатлений в памяти). Ведь в детстве родители учили нас: «Не обижай сестру, не дёргай её за косички», «Не бегай!», «Не трогай!». Родители не говорили нам, что нам «делать», а говорили – чего «не делать». Именно здесь коренится наша привычка думать о том, чего мы не хотим.

 

Поэтому когда у вас возникнет желание сказать своим детям что-то вроде: «Не прыгай на диване!», – воздержитесь. А вместо этого подумайте, чего же вы на самом деле от них хотите. Вы хотите, чтобы дети просто посидели на диване? Или вообще слезли с него? Или же хотите, чтобы они ушли в другую комнату? Итак, негативное мышление – это наша глубоко укоренившаяся привычка. Сама собой она не исчезнет. Для её нейтрализации нужна систематическая практика, – та, которая поможет смотреть на окружающий мир по-другому. Не через призму приобретённых в детстве самскар.

 

II. В сфере моего влияния. Если я хочу, «чтобы со мной хорошо говорила моя жена» или «чтобы была хорошая погода», «чтобы дети успокоились» – то это не под моим контролем. Мы должны планировать то, что мы можем. Причём, планируемое действие должно быть под нашим контролем не частично, а полностью. Частичный контроль не подходит. Например: «Что я могу сделать, чтобы побудить своего мужа говорить со мной лучше?» Итак, это два самых важных правила составления плана. Без них план не будет продвигаться и не осуществится.

 

III. Соответствие времени, месту и обстоятельствам. Желая, «чтобы мои дети были спокойны» или «чтобы я сама всегда была спокойной» – вы хотите спокойствия везде и всегда? Во-первых, это невозможно. Во-вторых, хотите ли вы оставаться спокойной, когда ваш ребёнок тонет в реке или выбегает на дорогу перед машиной? Другой пример: у кого-то может быть план вставать каждое утро в 2 часа ночи. Однако всегда это делать невозможно. В какой-то день вам потребуется встать ещё раньше, а в другой – просто не сможете подняться в два. Итак, составляя план, мы должны учитывать конкретные время, место и обстоятельства; а также учитывать в плане других людей – которые могут помогать или препятствовать осуществлению плана.

 

IV. Специфическое мышление, эмоциональные ощущения и чаяния. О чём мы думаем, что чувствуем и чего желаем. Все эти три составляющие должны быть согласованы. Например, я хочу влюбиться. Любовь это прежде всего чувство. Однако для её возникновения я должна правильно вести себя. Эти действия могут быть как внутренними (на уровне сердца), так и внешними (на уровне тела). Если я просто изменю своё поведение, но мои сердце и ум будут в другом месте – очень трудно будет придерживаться такого поведения всегда. С другой стороны, если я сосредотачиваюсь лишь на своих мыслях, но при этом не изменяю своё неуместное поведение – мне будет трудно поддерживать правильные мысли. Аналогично и с чаяниями: определённые мысли и эмоциональные ощущения провоцируют соответствующие им чаяния.

 

Например, мы можем запланировать вставать в 3:30 утра. Данный план прежде всего касается нашего поведения, однако вместе с поведением мы должны также определиться с тем, о чём при этом хотим думать и что при этом чувствовать, к чему стремиться. Или, допустим, мы хотим стать смиренными. Обычно под смирением понимают способность человека не гневаться, когда его задевают. Однако, планируя стать «смиренным», нужно дать «смирению» более широкую и позитивную формулировку – на каждом из трёх этих этапов (мышления, эмоций и чаяний).

 

V. В гармонии с остальными аспектами моей жизни. Допустим, мы запланировали читать книги по личностному росту в течение пяти часов каждый день, или заниматься медитацией каждый день по 6 часов, или каждый день вставать в 1:30. Всё это позитивно, всё это в сфере нашего влияния; всё это соответствует времени, месту и обстоятельствам; можно даже мышление, эмоции и чаяния соответствующие спланировать. Однако подобные действия – конечно если мы не в монастыре живём – скорее всего войдут в жёсткое противоречие с остальными аспектами нашей жизни. Либо супруг скажет: «Всё, привет!», либо дети не будут как следует питаться, либо мы не сможем поддерживать своё жилище в чистоте. Поэтому составляя план, нужно позаботиться о том, чтобы он гармонировал со всеми остальными аспектами жизни.

 

Позаботиться о гармоничности плана помогут несколько простых вопросов. Прежде всего, необходимо осознать, что именно мы планируем – прочувствовать план в себе; и также отдавать себе отчёт в том, что трудности – возможны. Ведь если бы трудностей не было, план бы уже осуществился. Нужно не побояться задать себе вопрос: «В чём сложность?» Также при составлении плана следует ответить себе на следующие вопросы: Как этот план повлияет на мою жизнь, как повлияет на жизнь других? Как этот план соотносится с тем, что было в прошлом? Необходимо подумать обо всех обстоятельствах и людях, которые прямо или косвенно попадают под влияние плана. Ответы на все эти вопросы должны гармонировать между собой.

 

Также стоит ответить на вопрос: Какую цену мне придётся заплатить за реализацию данного плана? А затем решить, готов ли я заплатить эту цену. Если не готов – сократить свой план. При необходимости, можно составить «план по выполнению плана». Нам также может показаться, что такой большой план – с многоуровневым планированием, – это слишком сложно. В таком случае мы можем сфокусировать всё своё внимание на том, каков будет наш первый шаг. В этом случае нам понадобится «план осуществления первого шага».

 

 

ТЕЛЕПАТИЯ ОЖИДАНИЙ

 

Отдаём мы себе в этом отчёт или нет, но у каждого из нас есть свои ожидания – относительно самих себя, окружающих нас людей, обстоятельств и вещей. Эти ожидания, или иначе говоря наша ментальность, – влияют на объект наших ожиданий. Причём не важно, озвучиваем мы их или нет. Более того, ожидания влияют, даже если они неосознанные – когда мы не отдаём себе отчёта в их наличии. Ожидания приходят из нашего прошлого опыта. Эти ожидания – относительно нас самих и относительно других людей – оказывают существенное влияние на будущее. Поэтому закон ментальности гласит: если мы ожидаем слишком мало, слишком много, слишком долго – людям будет больно.

 

 

Примеры воздействующих ожиданий

 

Один из распространённых экспериментов, подтверждающих воздействие ожиданий на объект ожиданий – это замена лекарства плацебо-таблеткой: когда вместо настоящего лекарства доктор даёт пациенту обычный сахар, расфасованный в форме таблеток. В некоторых экспериментах даже сам врач не знает, какая из таблеток – плацебо, а какая – настоящая. Это делается для того, чтобы он передавал пациенту свою уверенность. Вместе с лекарством доктор передаёт пациенту своё понимание – интонацией, словами, мыслями, эмоциями, бессознательными действиями. Доктор может делать это ненамеренно, но факт остаётся фактом – его ментальность влияет на пациента. Очень часто подобная трансляция ожиданий происходит в школах, – когда в классах «естественным» образом появляются любимчики и «гадкие утята».

 

Опыт Брюса Уилкинсона, молодого профессора, пришедшего работать в один из колледжей – яркий пример такой трансляции ожиданий. Когда Брюс только пришёл работать в колледж, его старшие коллеги «подшутили» над ним, сказав, что 2-й курс, с которым он будет работать – особенный: «Ты новый профессор, но тебе доверили 2-й курс?! Удивительно. Ведь на этом курсе учатся самые лучшие студенты. Они очень заинтересованы в своём образовании и буквально запрыгивают на школьную скамью, – стремясь узнать как можно больше. Поэтому мы не можем поверить, что обучать их доверили именно тебе – новичку». Профессор увидел, что его старшие коллеги – не врали. Студенты всегда выполняли домашние задания и приходили абсолютно подготовленными. У них всегда было много интересных вопросов. Они были прекрасными учениками и на уроках разворачивались увлекательные дискуссии.

 

В середине семестра Брюс Уилкенсон и другие профессоры встретились с ректором колледжа. Ректор спросил Брюса:

– Как ваши дела, как вам нравится процесс обучения?

– Мне очень нравится, и я очень рад, что мне дали именно второй курс.

– Ну-ка, расскажите подробнее.

– Студенты настолько заинтересованы в учёбе, они делают все задания, так много учат. Учить их – одно удовольствие.

– Профессор, на самом деле у нас нет особенных студентов. Мы изменили политику колледжа, и распределили лучших студентов по всем группам.

 

Профессор был шокирован. Он пошёл к секретарю, и спросил: «Разве в этом году нет особой группы?» Секретарь подтвердил: «Нет». Он вернулся к себе в офис и посмотрел в записную книжку. Статистика была налицо – второй курс уверенно опережал по успеваемости всех остальных. Таким образом, ожидания профессора повлияли на успеваемость студентов. Профессор Брюс не говорил своим студентам, что они лучшие, но он общался с ними, как с таковыми, и результат – налицо.

 

Т.о. отдаём мы себе в этом отчёт или нет, но наши ожидания влияют на действительность. Если понаблюдать за учителями, можно заметить, как они даже на уровне поведения себя по-разному ведут – в зависимости оттого, с каким студентом общаются: с «подающим надежды» или с «бездарным». Если они ожидают от студента большего, то дают ему больше времени на ответ; заставляют его думать, задают более сложные вопросы. Если же преподаватели считают студента «бездарным», то перебивают его на полуслове и дают «правильный ответ» сами.

 

Ещё одна история, иллюстрирующая воздействие ожиданий: Мне тоже довелось пережить подобное к себе отношение. Это был весьма болезненный опыт. Некоторое время назад я обучала детей санскриту и для повышения своей квалификации решила отправиться на 9-дневный курс углубленного изучения санскрита. Нас разделили на несколько групп, и я случайно оказалась в группе очень продвинутых студентов, на фоне которых была самой глупой. Несмотря на то, что в нашей группе был хороший преподаватель, который искренне старался подать материал интересно и доходчиво, я после одного эпизода (когда позже всех подняла руку, чтобы дать ответ, и опоздала) стала очень сильно комплексовать. Ещё бы! Ведь до этого я была отличницей. Поэтому данное обстоятельство выбило меня из колеи. Я почувствовала себя глупой, и стала считать минуты до окончания. Мне хотелось провалиться сквозь землю. Прошло 7 мучительно долгих дней. На 7-й день у нас поменялся учитель, и этот новый учитель не знал, что я – «глупая». Он думал, что если я нахожусь в этой группе, значит достаточно квалифицированна для этого. Поэтому новый учитель стал спрашивать меня и вызывать к доске – наравне с остальными. Сначала у меня был внутренний протест: «Разве он не знает, что я глупая?!» Однако произошло чудо – я была в состоянии отвечать на его вопросы. Столь же быстро, как и остальные студенты; стала составлять свои предложения. Что же случилось? Поменялась ли я? Нет! Изменились лишь мои отношения с учителем.

 

 

Рецепт правильных ожиданий

 

Итак, мы упомянули закон ментальности и проиллюстрировали его на примерах. Этот закон можно представить в виде трёх концентрических окружностей. Самый маленький круг – это зона нашего комфорта. Самый большой круг – это зона паники. Тогда как средний круг – зона, в которой мы развиваемся. Т.о. если наши ожидания слишком слабые, мы держим людей в маленьком круге; если слишком большие – в большом круге. Средний же круг соответствует ожиданиям правильным.

 

Итак, все наши ожидания – проецируются в реальность. Поэтому очень важно научиться «телепатировать» правильные ожидания. В связи с этим можно подумать о расцветающем цветке: нужно прилагать усилия к тому, чтобы расцвести самому и помочь расцвести окружающим нас людям – обрести вдохновение прилагать все возможные усилия. Для этого существует одна простая формула, включающая в себя пять частей. Первая её составляющая связана с прошлым, вторая – с настоящим. Третья – промежуточная составляющая между прошлым и будущим. Четвёртая – будущее. Пятая – закрепление.

 

На первых порах – как и в случае с любой другой формулой – она наверняка покажется неудобной, искусственной, наигранной. Однако не переживайте – так происходит со всем новым. Когда мы всю жизнь делаем что-то неправильно – мы даже не подозреваем об этом; нам подобные действия кажутся вполне естественными. К примеру, не исключено, что вы сейчас телепатируете своим близким крайне деструктивные ожидания, которые ранят их. Поэтому неплохо было бы разобраться в том, как работает механизм телепатирования ожиданий, и сосредоточиться на том, как телепатировать правильные ожидания, – чтобы своими ожиданиями именно вдохновлять людей, а не ранить их. Итак, пять составляющих «формулы расцветания».

 

I. Будьте чуткими к людям, замечая и отмечая их заслуги. Каждый человек хотя бы что-то делает правильно. По крайней мере иногда. Не существует людей, которые поступают неправильно абсолютно всегда и абсолютно во всём. Каждый человек хотя бы иногда что-то правильное делает. Заметьте это и отметьте это! «Ты посещаешь все семинары! Этот человек кричит на вас, а вы очень смиренны!», – говорите людям о том хорошем, что вы заметили в них.

 

II. Говорите людям, что вы чувствуете по этому поводу. «Я очень вдохновляюсь, видя, что некоторые из вас посещают все семинары». «Меня очень вдохновляет, когда я вижу, что на вас кто-то прикрикнул, а вы при этом остались смиренным».

 

III. Убедитесь, что сказанное вами затрагивает нечто особенное. Это самая важная составляющая в «формуле расцветания». Без неё предыдущие две не сработают и, соответственно, сердце человека не раскроется. Всё сказанное, – пусть даже оно сказано искренне от сердца, – будет просто хорошим комплементом, не более. Убедитесь, что замеченное вами – это нечто особенное. Не опускайтесь до банальностей вроде «Ты всегда такой милый, такой хороший».

 

IV. Говорите людям о своих ожиданиях на будущее. Причём наши ожидания должны совпадать с их чаяниями (сокровенными мечтами, «бессознательными» стремлениями). Т.о. наши ожидания не должны быть какой-то искусственной ментальной установкой, которую мы накладываем на других людей. Наша цель – раскрыть сердца, помочь им расцвести. Поэтому чаяния людей и «замеченная заслуга» должны совпадать. Однако замеченное нами должно быть достаточно широким – чтобы люди на базе нашей похвалы могли создать свою собственную идею. Например: «Я вижу, что некоторые из вас очень тщательно всё записывают. Видя это, я понимаю, что не зря проделала свою работу. Я уверена, что с этими записями вам будет гораздо легче внедрить в практику озвученные мной идеи».

 

V. Соприкасайтесь с людьми: смотрите на них, смотрите в глаза; если уместно, прикоснитесь, похлопайте по плечу – подчёркивая тем самым свою о них заботу. Однако ни в коем случае не делайте этого в целях манипулирования людьми. Соприкосновение с людьми должно преследовать одну единственную цель – дарить ощущение настоящей любви, согревающей сердца людей и помогающей им раскрыться. Это ощущение можно дарить как одному человеку, так и большой группе людей; своей семье, друзьям и даже самому себе.

 

Как отличить манипуляцию от вдохновения? Манипуляция означает, что я пытаюсь эксплуатировать кого-либо. Я пытаюсь использовать знание психологии для своих собственных целей. Поэтому меня не заботит, пойдут ли мои действия человеку на благо. Тогда как вдохновлять – значит служить. Мы в любом случае передаём свои ожидания. Если мы не телепатируем их намеренно, это не значит, что мы не передаём их вообще. Мы уже всё время телепатируем свои ожидания; мы уже влияем на других людей. Просто мы передаём свои ожидания неосознанно.

 

Поэтому я прошу вас начать делать это осознанно: отслеживать, правильно ли вы телепатируете свои ожидания (помогая людям раскрыться) или же неправильно (раня сердца людей), и сознательно выбирать правильный способ передачи ожиданий. В самом начале – поскольку вы практикуетесь – это будет выглядеть несколько искусственно и внешне походить на манипуляцию. Не беда. Любая практика поначалу выглядит несколько искусственной. Стадию искусственности невозможно просто перескочить. Вместе с тем, пожалуйста, будьте искренними в своём стремлении расцвести самим и в своём стремлении помочь расцвести окружающим вас людям.

 

Интересно, что мы влияем не только на равных и младших, но даже и на старших. Например, когда я приезжаю в какой-то новый город, люди думают: «О, это великая ученица Прабхупады». Мне приходится работать над тем, чтобы оправдывать ожидания и быть хорошей. Или другой, негативный, пример: «А! Вы ещё один лидер-обманщик?! У нас их уже столько было...» – такое настроение аудитории тоже не проходит бесследно.

 

 

Пример самопрограммирования (от ЕМ Джаянанды даса)

 

Начав практиковать принципы, описанные в «Бхагавад-гите», вы очень быстро начнёте переживать опыт внутреннего счастья, – даже находясь в достаточно затруднительных обстоятельствах. Вы будете меньше беспокоиться и больше наслаждаться. Ваша сила в концентрации, память, внимание и сообразительность – увеличатся. Вы будете работать с большей энергией, более уверенно и более эффективно. Также будете лучше взаимодействовать с людьми. Вы ощутите лёгкость во всех своих повседневных делах. Ночью вы будете немедленно засыпать, а утром просыпаться абсолютно свежим, – даже если будете спать меньше нормы. Со временем вы поймёте реальную цель своей жизни, и свою уникальную роль в этом творении.

 

PS. Итак, домашнее задание. Вернее не задание, а развлечение. Я хочу, чтобы в ближайшие 24 часа вы определённым образом взаимодействовали с тремя разными людьми. Одним из этих трёх можете быть вы сами. Начните замечать, как вы взаимодействуете, как вы общаетесь, как вы передаёте свои ожидания; а также проанализируйте, посредством чего вы телепатируете свои ожидания и каким образом они могут повлиять на других.

 

 

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Вы хороший человек? Вы культурный человек? Что способствовало вашему становлению, как культурного человека? Как вы узнали, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Откуда к вам пришло это понимание?

 

Каждый человек естественным образом стремится быть хорошим, при этом вкладывая в понятие «быть хорошим» свои собственные представления и ценности, – заложенные в него ещё в глубоком детстве. Эти представления и ценности передаются из поколения в поколение посредством культуры, которая в свою очередь тесно связана с духовной составляющей нашей жизни. Т.о. культура регламентирует негласные нормы поведения. Поэтому в разных частях мира, – различающимся по присущим им культурным традициям – есть своё представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, поведение приемлемое в России может быть неприемлемым в Америке, и наоборот. Даже проявление дружелюбия может разниться – в зависимости оттого, в рамках какой культуры оно проявляется.

 

В былые времена, когда не было телевидения, радиоэфира и Интернет, культурное наследие – вместе с его негласными правилами – передавалось исключительно через личный пример старших и через те правила, которые они устанавливали. Тогда люди жили в маленьких деревушках-общинах и практически никогда не выходили за пределы своей деревни. Поэтому их представления о «хорошем» и «плохом» формировалось в процессе взаимодействия со старшими. Авторитет старших был для них незыблем. Однако в наши дни авторитеты не популярны, – мало кто следует примеру старших и прислушивается к устанавливаемым ими правилам, – вследствие чего подобный механизм передачи культурного наследия в наши дни уже не работает. Это связано с тем, что благодаря телевидению и Интернет мы имеем счастье наблюдать великое множество противоречащих друг другу примеров. Поэтому если кто-то скажет, что «вы русские и поэтому должны следовать таким-то правилам» – его никто не послушает. Особенно учитывая тот факт, что современная русская культура сосредоточена как раз на том, как обходить правила, и уж точно не на том, как следовать им. Поэтому давать русскому человеку правила – плохая затея.

 

Однако, даже несмотря на тотальное ниспровержение авторитетов и принципиальное противостояние каким бы то ни было правилам, передача культурного наследия всё-таки возможна. Культурные ценности передаются посредством трёх универсальных механизмов: истории, самскары (отпечатками впечатлений в памяти) и отношения.

 

I. Истории. Испокон веков основным способом передачи культурных ценностей были истории. Мы слушаем истории от пожилых людей, родителей, учителей. Телевидение, фильмы и даже музыка – также подпадают под категорию историй. Истории характерны тем, что обходят неприступную оборону человеческого эгоизма. Посредством истории, мы можем донести до человека очень серьёзное послание, дать ему серьёзное наставление – сказать ему практически всё что угодно. Рассказывая историю, мы можем чуть ли не напрямую называть человека дураком, – а он, не видя подвоха, будет кивать головой. Ведь мы же просто историю рассказываем! Посредством истории мы представляем идеализированные формы «хорошего» и «плохого»: «Вот этот герой положительный, а этот – отрицательный. Эти люди воплощают собой добро, а эти – зло. Хорошие люди делают вот это, а плохие – вон то». Истории могут быть как правдивыми былинами, так и выдуманными сказками.

 

Ярким примером подобного способа передачи культурных ценностей является «Шримад-Бхагаватам» – непревзойдённый шедевр литературного творчества. «Шримад-Бхагаватам» состоит исключительно из историй, а вся излагаемая в нём житейская мудрость, вплетена в эти истории. Некоторые истории основаны на исторических фактах, а некоторые представляют собой выдуманные аллегории. Нарада Муни, – один из самых видных героев «Шримад-Бхагаватам», – очень часто прибегает к помощи аллегорий. Благодаря аллегориям ему удаётся донести свои наставления даже до самых невосприимчивых до советов личностей.

 

Поэтому, пытаясь донести до человека какую-то важную мысль, выделите время для истории. Так вы и человека не заденете, и удовольствие ему доставите. Ведь слушать истории нравится всем! Любой лектор знает: когда начинаешь рассказывать историю, аудитория сразу же преображается; все становятся счастливыми, расслабленными и внимательными. Кроме того, никто не засыпает во время лекции! Однако, стоит лишь начать перечислять пункты правил, как все погружаются в анабиоз. Т.о., посредством историй можно завладеть вниманием людей и донести до них серьёзные вещи.

 

Однако избегайте историй, которые несут в себе противоречивые ценности. Чем опасны противоречивые ценности? Консультируя людей, которые обращаются ко мне со своими проблемами, я очень часто обнаруживаю, что в их доме есть телевизор. Мне как-то даже написали письмо: «Спасибо за то что помогли моему брату и его жене. Вы, должно быть, великий психолог, – поскольку знали, что их проблема заключалась в телевизоре». Однако, дело не в психологии. Слушая противоречивые истории, вещаемые телевизором, – которые пронизаны духом материалистичной культуры, – мы совершенно неожиданно придём к тому, что будем принимать соответствующие им противоречивые ценности.

 

II. Самскары. Каждая культура старается дать своим последователям сильный эмоциональный опыт, связанный с позитивными или негативными аспектами данной культуры. Самые очевидные инструменты для такой передачи – это праздники и наказания. Подобные инструменты формируют у людей определённые самскары, поэтому, собираясь передавать культурные ценности кому-то, – например своим детям, – нужно осознанно работать над тем, чтобы у людей откладывались позитивные самскары. Например, вы учите ребёнка петь, и вы видите, что он фальшивит. У вас может возникнуть желание прикрикнуть на него. Однако вы должны понимать, что ваша реакция отложит в памяти ребёнка соответствующую самскару, и у детей музыка будет ассоциироваться с плохим настроением. Если же мы будем давать людям сильный позитивный эмоциональный опыт, то они будут заинтересованы в дальнейшем общении с нами и будут заинтересованы в том, чтобы перенимать наши ценности. Вот три коротких истории, иллюстрирующих данный факт:

 

«Как-то раз мы приехали с дочкой в Канаду. Я зашла в магазин, а дочку оставила на улице. Выйдя из магазина, я обнаружила, что она спряталась в автобусе. Дочь рассказала, что увидела подозрительного дяденьку, который как ей показалось, занимается похищением детей. После этого, всякий раз когда она вспоминала о Канаде, к ней возвращалось это тревожное чувство».

 

«Отец каждое утро вставал в 5 утра и также будил меня, затем мы в течение двух часов проводили утро вместе. Так было каждый день. Когда я была маленькой, мы просто играли, а когда повзрослела – разговаривали о серьёзных вещах. Благодаря этому я приучилась к тому, что ранние утренние часы – самые счастливые. Кроме того, я никогда не курила – просто потому что меня отец попросил об этом. Почему я его слушалась? Потому что чувствовала любовь».

 

«Моя мать выделяла по 1 часу в неделю для каждого из своих 14 детей. В это время она общалась только с ним и ни с кем другим. Моё время было в четверг в 18:00. Для меня это был самый счастливый день и самое счастливое время. Это чувство сохранилось, даже когда я повзрослел, и когда уже не общался по четвергам с матерью. Что бы ни происходило в моей жизни и чем бы я не занимался, если это был вечер четверга, я был абсолютно счастлив».

 

Итак, выступая в роли учителя, мы должны сознательно работать над тем, чтобы у наших подопечных откладывались исключительно позитивные самскары. Самскара характерна тем, что при возникновении соответствующего стимула – это может быть определённый запах, пища, географическое место, человек, музыка, – мы немедленно переключаемся на другую волну, и у нас пробуждаются сильные эмоции. Самскары имеют очень могущественное влияние, и они могут возникнуть лишь двумя способами: либо через сильное эмоциональное переживание (как в истории про маму и дочку в Канаде), либо посредством повторяющегося опыта (как в истории про двухчасовое общение в ранние часы).

 

III. Отношения. Я перенимаю ценности другого человека и образ его поведения – только если люблю его. Причём не важно, какое он положение занимает – высокое или низкое; родитель он, директор или кто-либо ещё. Иногда родители думают, что дети примут их культуру на одном лишь основании того факта, что они их родители. Нет, это не работает. Я буду прислушиваться к человеку лишь в том случае, если у нас с ним есть любовные отношения на уровне сердца. У каждого из нас должен быть хотя бы один такой человек, – с которым у меня есть тёплые сердечные отношения, и на которого, будучи связанным этими отношениями, я равняюсь.

 

Иногда люди устанавливают подобные отношения с нежелательными личностями. Поэтому если у вас есть дети, или если вы выступаете для кого-то в роли наставника, убедитесь в том, что ваши подопечные устанавливают сердечные отношения исключительно с правильными людьми. Бывают случаи, когда родителям не удаётся наладить со своими детьми сердечный контакт. В подобных ситуациях нужно быть честным с самим собой, и не пытаться навязать сердечные отношения силой – любовь невозможно навязать, «насильно мил не будешь». Если вам не удаётся наладить с ребёнком сердечный контакт, помогите ему встретить человека, с которым ему удастся наладить такой контакт. Не пускайте этот поиск на самотёк, а прикладывайте сознательные усилия в поиске такого человека.

 

Итак, это три могущественнейших механизма передачи культурного наследия, пользуясь которыми, мы гарантированно сможем передать культурные ценности новому поколению. Придерживаясь этих механизмов, мы тем самым пробудим в новом поколении естественное желание приобщиться к нашей культуре. Так они примут наш авторитет и будут прислушиваться к тем правилам, которые мы устанавливаем. Другого способа стать авторитетом для своих подопечных – не существует.

 

PS. Т.о. мы рассмотрели три темы: как составлять сбывающиеся планы, как возлагать на людей правильные ожидания и как передавать своим подопечным культурно-нравственное наследие. Усвоив соответствующие уроки и применив их на практике, мы будем вдохновлёнными сами, и будем способны вдохновлять всех тех, кто с нами соприкасается.


Изменено: Карев Антон, 20 Март 2017 - 11:17

  • Наташа М. это нравится
«Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, пока слушаешь совсем не то, во что веришь и делаешь совсем не то, к чему расположен – всё это время живёшь совсем не ты»
Сян Цзы

#3 Off   Карев Антон

Карев Антон

    Новичок

  • Пользователи
  • Фишка
  • 22 сообщений

Опубликовано 23 Март 2017 - 07:10

Духовность и общество

 

Ещё одна работа, не вошедшая в брошюру, но очень важная – с точки зрения взятия ответственности за образование наших детей; помощи им в социализации; и нашего поведения, которое будет способствовать их всестороннему развитию.

 

Предлагаем вашему вниманию краткий обзор результатов глобального социологического исследования, проведённого научно-исследовательским институтом им. Бхактиведанты (Индия). Целью исследования явилось изучение современной социальной обстановки в мировом масштабе, – для нас это отправная точка для научной работы: «Форсайт-ориентированное мировоззрение» (о ней поговорим в другой раз). В качестве методологии исследования был использован «многослойный причинный анализ» [1].

 

 

Благодарность

 

Коллектив исследователей выражает свою благодарность руководству «Ford Motor Company» (США), взявшему на себя сопутствующие исследованию расходы. Выражаем благодарность издательству «The Bhaktivedanta Book Trust» (Россия), взявшему на себя труд по предпечатной подготовке и изданию монографии [2], подробно освещающей результаты исследования. Также выражаем свою признательность парламенту Великобритании [3] и таким организации как Google [4] (США), HSBC [5] (Великобритания); и бизнесменам Дубая [6], – за возможность представить результаты нашего исследования широкой общественности (см. видео-записи выступлений в сносках).

 

 

Введение

 

Эпиграф нашего исследования – это слова доктора Радхакришнана (бывшего президента Индии), произнесённые на одном из заседаний ЮНЕСКО в Париже: «Когда нация гордо отворачивается от Бога и концентрирует свои усилия на достижении материального процветания, она обрекает себя на гибель. Сегодня не столь важно возрождать магазины и заводы; гораздо важнее возродить человека. Если мы собираемся создать новое мировое сообщество, нам нужно заново воспитать людей» [7].

 

Западным теологам не удалось научно обосновать законы Бога, да и саму концепцию Бога, поэтому в истории западной мысли между теологией и наукой всегда существовало разграничение. В попытках разрешить этот конфликт некоторые теологи готовы изменить свои доктрины так, чтобы те соответствовали не только доказанным научным фактам, но даже псевдонаучным выдумкам и гипотезам, которые, не будучи подтверждёнными, лицемерно провозглашаются «наукой». С другой стороны, некоторые фанатично настроенные теологи полностью отрицают все достижения науки и упрямо настаивают на истинности своих устаревших сектантских догм.

 

Лишённая систематической теологии, материальная наука избрала губительный путь грубого материализма, а умозрительная западная философия свелась к поверхностным рассуждениям об относительной этике и невразумительному лингвистическому анализу. Неудивительно, что в наше время, когда лучшие умы Запада целиком погружены в изучение материи, в религиозной жизни западных людей, лишившейся интеллектуальной поддержки, превалируют либо слепой фанатизм, либо сомнительный мистицизм. Таким образом истинная религия, заключающаяся в строгом, сознательном подчинении законам Бога, постепенно исчезает. («Шримад-Бхагаватам», 12.2.1, комментарий)

 

 

Классовые различия

 

В наше время принадлежность человека к высшему, среднему или низшему классу общества определяется исключительно его финансовым положением, независимо от его образования, культуры и умения вести себя. Предместья больших промышленных и торговых городов в наш век обычно отводятся для богатых людей. Но за дверьми их роскошных, с претензией на аристократизм, резиденций, расположенных по обе стороны красивых, обсаженных деревьями улиц, часто происходят вещи неприглядные. За внешним лоском скрываются грех, разврат и ложь. Согласно Ведам, принадлежность человека к высшему классу определяется уровнем его культуры, а уровень культуры – его способностью действовать ради счастья всех живых существ. Каждое живое существо изначально исполнено счастья, ибо во всех телах находится вечная духовная искра, сопричастная божественному сознанию Творца. Восстановив это изначальное духовное понимание своей природы, мы вновь обретаем счастье и умиротворение, которое несёт в себе это знание. По-настоящему просвещённый человек должен сам стремиться возродить своё духовное понимание и помогать другим утвердиться в таком же возвышенном состоянии сознания.

 

Великий западный философ Сократ говорил, что просвещённый человек естественным образом становится добродетельным. Однако сегодня эта очевидная истина забыта. Вместо того чтобы стремиться к знанию и добродетели, люди, как звери, сражаются за деньги, не гнушаясь ничем. Те, кто побеждает в этой борьбе, становятся, что называется, заправилами современного общества, и их тугой кошелёк обеспечивает им репутацию уважаемых, просвещённых и аристократичных людей.

 

 

Высокоорганизованное социокультурное пространство

 

Следует помнить, что в высокоразвитом обществе не было искусственного разделения на «духовное» и «мирское». Все цивилизованные люди считали само собой разумеющимся, что Бог повсюду и Его законы распространяются на всех живых существ. Поэтому религиозные предписания указывают как на социальные, общественные обязанности, так и на религиозный долг человека. Таким образом, заботиться о семье – значит быть религиозным, и служить с любовью Господу – тоже значит быть религиозным. Однако в наше время религией признаётся только грубая сила.

 

По мере того как западный мир обретал политическое, экономическое и технологическое господство над Азией, в мире распространялась идея о том, что индийские – и вообще любые не западные – религии, теология и философия примитивные и ненаучные, что они представляют собой просто мифы и предрассудки. К счастью, теперь эти высокомерные и нелогичные взгляды теряют былую популярность и всё больше людей во всём мире начинают по достоинству оценивать поразительное богатство духовной философии и науки, которые содержатся в санскритских писаниях Индии. Иначе говоря, традиционная западная религия или эмпирическая наука, которая фактически заменила собой религию и стала общепризнанной мировоззренческой системой Запада, для многих разумных людей перестали быть непреложной истиной только на том основании, что Запад установил политическое и экономическое господство над другими частями света и народами. Таким образом появилась надежда, что духовные вопросы будут решаться не языком оружия, а языком философии. («Шримад-Бхагаватам», 12.2.2, комментарий)

 

 

Социальный институт брака

 

Перед человеком стоит великая и очень важная цель – обрести духовное освобождение, и потому все основные институты человеческого общества, и прежде всего брак и воспитание детей, должны служить достижению этой великой цели. К сожалению, в наше время люди видят в браке, главным образом, возможность удовлетворять свои сексуальные желания.

 

Сексуальное влечение, которое побуждает особей мужского и женского пола практически во всех видах жизни вступать друг с другом в физическую связь, а в случае более развитых видов жизни – и в эмоциональную связь, в конечном счёте неестественно, потому что основано на ложном представлении о себе как о теле. Жизнь сама по себе явление духовное. Биологическая машина, называемая телом, оживает только благодаря присутствию души. Сознание – это проявляемая внешне энергия души, поэтому наша способность осознавать своё существование изначально духовна. Когда жизнь, или сознание, попадает в биологическую машину и по ошибке принимает себя за неё, начинается материальная жизнь и возникает сексуальное желание.

 

Господь создал человеческую форму жизни для того, чтобы душа могла избавиться от ложных представлений о себе как о теле и вернуться к приносящему безграничную радость чистому божественному бытию. Однако из-за того, что наше отождествление с телом имеет долгую историю, большинству людей сложно сразу перестать подчиняться требованиям материалистичного ума. Поэтому ведические писания рекомендуют «мужчинам» и «женщинам» вступать в священный брак – духовный союз, в котором они могут соединяться в соответствии с правилами писаний. Таким образом, человек, избравший семейный образ жизни, может без помех для своего духовного развития удовлетворить потребности своих чувств и в то же время, следуя указаниям писаний, доставить удовольствие Господу, находящемуся в его сердце.

 

Сегодня такое понимание смысла брака практически утрачено. В наше время мужчины и женщины сходятся друг с другом, как животные, побуждаемые только взаимным влечением к телам друг друга, состоящим из плоти, костей, жира, крови и проч. Иначе говоря, в современном безбожном обществе слабый и поверхностный человеческий разум не в силах пробиться сквозь плотные материальные покрытия вечной души, поэтому семейная жизнь в большинстве случаев утратила своё высшее предназначение и ценность.

 

Вследствие этого «настоящими женщинами» считаются только те, кто сексуально привлекателен и искушён в половых отношениях. Подобно этому, «настоящий мужчина» тоже обязательно должен быть сексуально привлекательным. Лучшим доказательством такого легкомысленного понимания смысла брака служит та бешеная популярность, которой пользуются в наше время кинозвёзды, знаменитые певцы и другие представители шоу-бизнеса. («Шримад-Бхагаватам», 12.2.4, комментарий)

 

 

Корень социальных волнений

 

Сегодня институт брака постепенно приходит в упадок. Даже свидетельство о браке люди зачастую цинично отвергают, как «клочок бумаги». Забыв о духовном предназначении брака и считая секс главной целью семейной жизни, похотливые мужчины и женщины не желают взваливать на себя бремя законного брака и предпочитают просто предаваться наслаждениям, не утруждая себя докучливыми формальностями. Эти недалёкие люди утверждают, что «секс – это естественно». Но тогда беременность и роды тоже нужно считать естественными. А для ребёнка естественно воспитываться с любящими отцом и матерью и ещё более естественно иметь на протяжении жизни одного отца и одну мать. Психологические исследования доказывают, что ребёнку в равной степени нужна забота и отца, и матери; это означает, что естественный секс подразумевает постоянные отношения в браке. Лицемеры оправдывают беспорядочный секс, утверждая, что «это естественно», однако при этом, чтобы избежать его не менее естественного последствия – беременности, используют противозачаточные средства, которые, вне всякого сомнения, на деревьях не растут. В противозачаточных средствах нет ничего естественного. («Шримад-Бхагаватам», 12.2.5, комментарий)

 

Часто люди, считающие себя интеллектуалами, горячие поборники личной свободы, поощряют половую распущенность. На самом же деле ложные представления о себе как о теле и стремление обрести «личную свободу» на уровне тела, а не на уровне души – признаки глубочайшего невежества и кабальной зависимости человека от вожделения. Когда женщины утрачивают целомудрие, в результате их похоти рождается множество внебрачных детей. Эти дети воспитываются в психологически неблагоприятной среде, и, как следствие, формируется общество, состоящее из психически неустойчивых и невежественных людей. Это состояние дел нетрудно видеть повсюду в мире. («Шримад-Бхагаватам», 12.3.31, комментарий)

 

 

Противоречивые социальные ценности

 

Современные социологи показали, что в обществе, где царят протестантские ценности, бедность считается признаком лени, нечистоплотности, глупости, безнравственности и никчёмности. Однако в обществе, нацеленном на обретение сознания Бога, многие люди решают посвятить себя поиску духовного знания, добровольно отказываясь от попыток обрести материальные богатства. В этом случае их стремление к простой и аскетичной жизни указывает на их разум, самообладание и стремление достичь высшей цели жизни. Разумеется, бедность сама по себе не наделяет человека всеми этими добродетелями, но в некоторых случаях она может быть их следствием. Однако сегодня о такой возможности часто забывают.

 

В наше время так называемые учёные и философы создали для каждой из областей знания очень запутанную, непонятную для непосвящённых терминологию, и, когда они дают лекции, люди решают, что эти учёные очень умны, просто потому, что они умеют говорить так, что их никто не понимает. В западной культуре греческие софисты были первыми, кто стал систематически доказывать, что риторика и «убедительность» речи важнее мудрости и чистоты, и теперь, в двадцать первом веке, софистика переживает свой расцвет. В современных университетах не осталось места для мудрости, тогда как объёмы технической информации буквально безграничны. Большинство современных мыслителей не имеют ни малейшего понятия о высшей, духовной реальности, но, поскольку они могут красиво говорить, остальные люди просто не замечают их невежества. («Шримад-Бхагаватам», 12.2.4, комментарий)

 

 

Религия в современном социуме

 

Сегодня есть огромное множество самовлюблённых и лицемерных фанатиков от религии, которые утверждают, что только им открыта истина, путь и свет. Во многих странах такое умонастроение приводит к грубому подавлению религиозной свободы и лишило людей возможности вступать в цивилизованный духовный диалог. К счастью, существует немало стран, в которых провозглашена свобода вероисповедания, но при этом даже там самодовольные лицемеры-святоши считают искренних и праведных последователей других религий язычниками и демонами.

 

Религиозные фанатики часто сами подвержены дурным привычкам: они курят, пьют, вступают в беспорядочные половые связи, играют в азартные игры и убивают животных. И хотя редкие искренние религиозные люди никогда не вступают в недозволенные половые отношения, не принимают никаких наркотиков, не играют в азартные игры и не убивают животных, а жизнь свою целиком посвящают прославлению Бога, «религиозные» ханжи объявляют такой строгий образ жизни и преданность Богу «проделками дьявола». Таким образом, грех сегодня становится религиозностью, а святость – демонизмом. Эта прискорбная неспособность людей различать даже элементарные признаки духовности – зримая примета нашего времени. («Шримад-Бхагаватам», 12.2.5, комментарий)

 

В престижных университетах студенты изучают индуизм, однако преподаватели этой дисциплины объявляют индийскую религию политической и ведущей к безличному освобождению, несмотря на бесчисленные факты, свидетельствующие об обратном. На самом деле все ведические писания – это единое целое. Все ведические писания предназначены для того, чтобы дать нам знание о Верховной Личности, Абсолютной Истине. Господь имеет множество имён и приходит в разных обликах, однако Он является единственным высшим существом, и Он личность. Однако сегодня такое понимание Вед утрачено. («Шримад-Бхагаватам», 12.32, комментарий)

 

 

Факты социального дисбаланса

 

Во многих больших городах находиться ночью на улице небезопасно. К примеру, ни одному человеку в здравом уме не придёт в голову гулять ночью по Центральному парку Нью-Йорка, потому что все знают, что их там непременно ограбят. Кроме обычных воров, которых в наш век предостаточно, большие города наводнены грабителями-бизнесменами, которые всеми правдами и неправдами заставляют людей покупать бесполезные, а порой даже вредные товары. Уже давно доказано, что табак, алкоголь и многие другие распространённые в наш век товары губят физическое здоровье, не говоря уже о душевном, однако современные предприниматели не гнушаются никакими психологическими приёмами, лишь бы убедить людей покупать эти вещи. Жители современных городов дышат грязным воздухом и живут в осквернённой ментальной среде, поэтому даже обычные люди приходят к выводу о том, что жить в городах стало невыносимо. («Шримад-Бхагаватам», 12.3.32, комментарий)

 

Сегодня многие люди отправляют своих состарившихся родителей доживать свою жизнь в одиночестве в дома престарелых, часто запущенные и мало пригодные для жизни, даже несмотря на то, что их родители всю свою жизнь только и делали, что служили детям. Маленьким детям сегодня тоже приходится несладко. В последнее время уровень самоубийств среди детей резко возрос, потому что они рождаются не у любящих, благочестивых родителей, а у опустившихся и думающих только о себе мужчин и женщин. В реальности дети часто рождаются потому, что не подействовала противозачаточная таблетка или какое-то другое средство предохранения. В такой ситуации родителям очень трудно служить примером поведения для своих детей и быть для них образцом нравственности. Родители, как правило, ничего не знают о духовной науке и потому не могут вести своих детей по пути освобождения; таким образом, их главная обязанность в семейной жизни остаётся невыполненной. («Шримад-Бхагаватам», 12.3.42, комментарий)

 

 

Философия духовности

 

С незапамятных времён и по сей день философами, теоретиками и другими мыслителями различных школ и направлений двигала потребность отыскать Абсолютную Истину, источник всего сущего. Однако, беспристрастно исследовав постоянно множащиеся философские школы, религии, течения, мировоззренческие установки и т.д., мы неизбежно придём к выводу, что практически везде конечная цель – это нечто безличное и бесформенное. Но представления о безличности и бесформенности Абсолютной Истины несут в себе серьёзные логические изъяны. Согласно элементарным законам логики, следствие должно прямо или косвенно отражать природу своей причины. Таким образом, нечто лишённое личностного начала и бездеятельное, едва ли может быть источником личностей и деятельности.

 

Неискоренимое желание человека рассуждать о высшей истине часто выражается в философских, научных и мистических попытках обнаружить источник всего сущего. Материальный мир, который кажется бесконечной чередой порождающих друг друга причин и следствий, безусловно, не может быть Абсолютной Истиной, поскольку научные исследования материальных составляющих творения показывают, что вещество этого мира, материальная энергия, постоянно трансформируется, принимая различные формы и состояния. Поэтому любая часть материальной реальности не может быть изначальным источником всего остального.

 

Мы можем предположить, что материя в том или ином виде существовала всегда. Однако современные космологи, такие как учёные из Массачусетского технологического института, ставят эту теорию под сомнение. Но, даже если исходить из того, что материя существовала всегда, для того чтобы удовлетворить своё стремление отыскать Абсолютную Истину, нам придётся объяснить, откуда взялось сознание. Хотя фанатики эмпирического подхода к реальности утверждают, что, кроме материи, ничего не существует, все понимают, что сознание – это нечто, в корне отличное от обычной материи, вроде камня, карандаша или воды. Само сознание, в отличие от объекта сознания, не является физической величиной: это процесс восприятия и понимания. И хотя есть множество фактов, указывающих на то, что материя и сознание зависят друг от друга, нет никаких строгих экспериментальных доказательств того, что материя является причиной сознания. Таким образом, теория о том, что материальный мир существовал всегда и потому является изначальной причиной, ни с научной точки зрения, ни даже с точки зрения здравого смысла не может объяснить источник сознания – самый не подлежащий сомнению аспект нашего бытия.

 

Более того, д-р Ричард Томпсон из Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне доказал, что законы природы, управляющие мутациями материи, просто-напросто не содержат в себе достаточной информации, чтобы ими одними можно было объяснить непостижимо сложные явления, происходящие в теле человека и телах других живых существ. Другими словами, материальные законы сами по себе не могут объяснить не только существование сознания, но и поведение материи на сложных органических уровнях. Ещё Сократ, первый из великих западных мыслителей, потешался над попытками людей свести изначальную причину всего сущего к механистическим законам.

 

Для любого здравомыслящего человека тепло и свет солнечных лучей являются очевидным доказательством того, что их источник, солнце, безусловно, не является тёмным, холодным шаром: напротив, солнце – это практически неиссякаемый источник тепла и света. Подобно этому, бесчисленные примеры существования личностей и личностного сознания более чем убедительно доказывают, что где-то существует безграничный источник сознания и личностного поведения. В своём диалоге «Филеб» греческий философ Платон утверждает, что, подобно тому как материальные элементы нашего тела появляются из существующего во вселенной бездонного источника материальных элементов, так и наш разум берёт начало в великом вселенском разуме, и этот разум – не кто иной, как Бог, Творец. К несчастью, сегодня многие ведущие мыслители не принимают этого факта и утверждают, что Абсолютная Истина, источник всего сознания, безлична и не имеет сознания. С таким же успехом можно утверждать, что солнце холодное и тёмное.

 

Сегодня многие люди выдвигают дешёвые и избитые аргументы, типа: «Если бы Бог был личностью и обладал телом, Он был бы ограничен». В этой неуклюжей попытке прибегнуть к логике есть один изъян: здесь ограниченные понятия используются в расширительном смысле. Можно согласиться с утверждением: «Если бы у Бога было материальное тело и материальная индивидуальность, вроде тех, с которыми мы имеем дело в этом мире, тогда Он был бы ограничен». Однако здесь опускается ограничивающее определение материальный и делается якобы логичное обобщение, так, будто мы можем утверждать, что хорошо знаем природу всех разновидностей реально существующих тел и личностей.

 

 

Заключение

 

«Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и другие ведические писания учат нас, что трансцендентная форма и личность Абсолютной Истины безграничны. На самом деле, чтобы быть поистине безграничным, Бог должен быть безграничным не только количественно, но и качественно. К несчастью, в наш механистический, индустриальный век мы склонны определять бесконечность только в количественном отношении, и потому нам трудно понять, что безграничные личностные качества – это один из необходимых аспектов бесконечности. Иначе говоря, Бог должен быть бесконечно красив, бесконечно богат, Он должен обладать безграничным разумом, безграничным чувством юмора, безграничным милосердием, безграничным гневом и т.д. Бесконечность – это абсолютная величина, и если что-либо реально существующее в этом мире не вписывается в наши представления об Абсолюте, то они очевидно ограничены, и то, что мы понимаем под Абсолютом, никак не может им быть.

 

Только сегодня находятся философы, которые столь глупы и высокомерны, что осмеливаются вкладывать в самое универсальное понятие – «Бог» – материалистичный, относительный смысл и при этом объявлять себя великими мыслителями. Как бы ни был велик наш разум, у нас должно хватить здравого смысла поместить его к стопам Верховной Личности Бога. («Шримад-Бхагаватам», 12.3.43, комментарий)

 

 

Библиография

 

1. Энтони М.Т. Глубинные исследования будущего: выход за рамки монетарно-технократической парадигмы // Форсайт. 2012. т.6, №4. С.60-72.

2. Ученики А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шримад-Бхагаватам: Песнь двенадцатая. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016. – 448.

3. Радханатх Свами в Парламенте Великобритании [речь на тему «Духовность и общество»] // YouTube, 9 января 2012 (http://youtube.com/watch?v=7TA2jYTDT5M).

4. Выступление Радханатхи Свами в корпорации Google [речь на тему «Сознание – недостающее звено»] // YouTube, 18 сентября 2015 (http://youtube.com/watch?v=vcn7NaB3HHQ).

5. HSBC Diwali Event 2013 [речь перед 800 ведущими банкирами] // YouTube, 27 ноября 2013 (http://youtube.com/watch?v=9nnoGC3MOQo).

6. Выступление Радханатхи Свами в Дубае (встреча с бизнесменами) [речь на тему «Простая жизнь, возвышенное мышление»] // YouTube, 9 февраля 2016 (http://youtube.com/watch?v=XPfKX5QGi2g).

7. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Послание Бога. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2014. – 64с.


Изменено: Карев Антон, 23 Март 2017 - 07:11

«Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, пока слушаешь совсем не то, во что веришь и делаешь совсем не то, к чему расположен – всё это время живёшь совсем не ты»
Сян Цзы

#4 Off   Карев Антон

Карев Антон

    Новичок

  • Пользователи
  • Фишка
  • 22 сообщений

Опубликовано 06 Апрель 2017 - 02:58

vosp-det.jpg

 

Поскольку хроническая и тяжёлая материнская депрессия имеет потенциально далеко идущие вредные последствия для семей и детей, её широкое распространение может подорвать в будущем процветание и благосостояние общества в целом. Поэтому материнская депрессия – это одна из самых существенных угроз для здоровья будущего ребёнка (и как следствие для здоровья всего социума). Однако те эмоциональные изменения и перепады в настроении, которые молодая мама испытывает в первые месяцы жизни ребёнка (бэби-блюз), – вполне естественны, и не имеют к депрессии никакого отношения. [3]

 

Другая существенная угроза детскому здоровью – это грубое пренебрежение со стороны родителей. Пренебрегая своим ребёнком, родители причиняют ему ущерб гораздо больший, чем просто физическое насилие. По сравнению с детьми, ставшими жертвами жестокого физического издевательства, маленькие дети, испытавшие длительный период безнадзорности – проявляют более серьёзные когнитивные нарушения, проблемы с вниманием, дефицит речи, академические трудности, отстранённое поведение и проблемы взаимодействия со сверстниками. [5]

 

Ещё одна угроза детскому здоровью: страх и тревожность. Однако следует понимать, что все дети испытывают страхи в детстве – в т.ч. страх темноты, чудовищ и незнакомцев. Эти страхи являются нормальными аспектами развития и носят временный характер. Напротив, угрожающие обстоятельства, которые постоянно вызывают страх и тревогу, – увеличивают риск неблагоприятных долгосрочных последствий. Физическое, сексуальное или эмоциональное насилие; когда один из родителей плохо обращается с другим; и постоянная угроза насилия в обществе – это примеры таких угрожающих обстоятельств. Все эти обстоятельства вызывают у детей страх и хроническую тревогу, что негативно сказывается на способности ребёнка противодействовать стрессу. В результате у ребёнка ослабевает способность учиться и социализироваться; а в перспективе и способность вступать в деловые взаимоотношения. [4]

 

Поэтому очень важно научить ребёнка тому, как справляться с управляемыми угрозами. Естественно, предварительно научившись это делать самим, поскольку теорию не подкреплённую личным практическим опытом ребёнок не воспримет. При этом стоит понимать, что далеко не все стрессы вредны. В жизни каждого ребёнка есть множество возможностей испытать управляемый стресс, который при содействии компетентных воспитателей может способствовать личностному росту. Под их чутким руководством ребёнок постепенно улучшит свою способность справляться с жизненными препятствиями и трудностями – физическими и психическими. Воспитатели, которые укрепляют эти навыки в своей собственной жизни – могут лучше моделировать здоровое поведение своих детей; тем самым повышая устойчивость нового поколения. [2]

 

Комплексный подход в заботе о здоровье ребёнка включает в себя три аспекта: 1) социальный (здоровые отношения между взрослыми; как внутри семьи, так и вовне; психическое здоровье и зрелость воспитателей), 2) экономический (здоровая атмосфера на рабочих местах, позволяющая взрослым зарабатывать средства к существованию без ущерба своему физическому и психическому здоровью) и 3) воспитательный (авторитетные научно обоснованные воспитательные методики, выдержавшие проверку временем; и достойный воспитатель в лице родителей, учителей и других наставников). [1-5]

 

Забота о здоровье ребёнка начинается с заботы матери о своём собственном здоровье – задолго до того, как она соберётся зачать этого ребёнка. Нежелательные переживания будущей мамы и агрессивная атмосфера, в которой она живёт, – имеют свойство «проникать под кожу», что в перспективе может привести к проблемам ребёнка с обучением и поведением; негативно сказаться на его физическом и психическом благополучии. [1]

 

Первостепенное значение в заботе о здоровье ребёнка имеют стабильные чуткие взаимоотношения с воспитателем (в лице родителей, учителей или других наставников). Такие отношения являются фундаментом устойчивого развития ребёнка; позволяют ему полностью раскрыть свой потенциал и процветать в любых условиях. Постольку, поскольку благодаря чутким взаимоотношениям, ребёнок развивает три ключевые способности: способность планировать, анализировать и руководить. Другим важным фактором устойчивого развития ребёнка является мобилизация источников веры, надежды и культурных традиций. Ответственность за это также лежит на воспитателях. [2]

 

Т.о. мы рассмотрели влияющие на развитие ребёнка факторы, - благоприятствующие и препятствующие. Для того чтобы лучше усвоить изложенный материал, вы можете воспользоваться разработанной нами компьютерной игрой: «Реконструкция социальной устойчивости». [6]

 

Resilience.jpg

PS. Обязательно поиграйте в игру - ссылка на неё доступна в библиографии. [6]

 

Библиография

 

1. Center on the Developing Child at Harvard University. Deep Dives: Lifelong Health // URL: http://developingchi...ifelong-health/ (дата обращения: 4.4.2017).

2. Center on the Developing Child at Harvard University. Key Concepts: Resilience // URL: http://developingchi...pts/resilience/ (дата обращения: 4.4.2017).

3. Jack P. Shonkoff, MD (Harvard). Maternal Depression Can Undermine Development of Young Children (2009): Working Paper No. 8.

4. Jack P. Shonkoff, MD (Harvard). Persistent Fear and Anxiety Can Affect Young Children’s Learning and Development (2010): Working Paper No. 9.

5. Center on the Developing Child at Harvard University. Briefs: 8 Things to Remember about Child Development // URL: http://developingchi...ld-development/ (дата обращения: 4.4.2017).

6. Center on the Developing Child at Harvard University. Build Resilience in the Community // URL: http://developingchi...esilience-game/ (дата обращения: 4.4.2017).


Изменено: Карев Антон, 06 Апрель 2017 - 03:06

«Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, пока слушаешь совсем не то, во что веришь и делаешь совсем не то, к чему расположен – всё это время живёшь совсем не ты»
Сян Цзы




4 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 4 гостей, 0 невидимых

Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Администрация может не разделять точку зрения авторов и не несет ответственности за сообщения пользователей.
При использовании материалов сайта прямая активная ссылка на mamochki22.ru обязательна.